Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ: № 2015616670

Тахограф: устройство и принцип работы

Тахограф – это специальный прибор независимого объективного контроля за временем управления ТС и отдыха водителя, основными показателями движения (скорость, пробег и т. д.). Устройство устанавливают в кабине/салоне автомобиля и подключают к антеннам спутниковой навигации, сотовой связи, необходимым для работы бортовым системам и датчикам.

История появления тахографов

Потребность обеспечить владельца автомобиля информацией о том, что происходит с его имуществом вдали от наблюдающих глаз, возникла сразу после появления автомобиля как средства транспорта. Водитель получал в свое распоряжение весьма дорогое имущество, на котором без какого-либо контроля уезжал в дальний рейс. В кабину каждого грузовика на дороге невозможно посадить доверенного сопровождающего, поэтому проблема объективного учета стояла очень остро. Первые тахографы были созданы еще в начале 20-го века на базе привычных механических часов. Прибор строил пером на рулоне бумаги кривую, отражающую пробег автомобиля, а по длине рулона можно было вычислить скорость движения, а также увидеть время и продолжительность стоянок. При этом даже такого минимума данных оказалось достаточно, чтобы бортовые самописцы получили широкое распространение на транспорте.

Тахограф: устройство и принцип работы

Требования обязательной установки

Со временем конструкция механического тахографа стала более удобной. Вместо бесконечных рулонов бумажной ленты в прибор начали ставить вращающийся диск с нанесенной разметкой в виде секторов. Самописец рисовал на диске кривую, скачки которой показывали пробег, а угловые секторы отмечали время. Одного взгляда на диск регистратора хватало, чтобы оценить режим пользования машиной, а по углу наклона узнать скорость движения. В таком виде с середины прошлого века тахографы стали обязательными сначала в грузовых автомобилях отдельных стран Европы, а затем по соглашению ЕС на всей территории Евросоюза. С 1996 года требование обязательного наличия самописца было принято и в России. Начиная с 2015 года установка тахографа – это обязательное требование ко всем грузовым и специальным автомобилям массой больше 3,5 тонн, а также пассажирским автобусам на междугородних маршрутах.

Устройство тахографа

Современный цифровой тахограф кардинально отличается от своих механических предшественников по принципу работы. В нем больше нет вращающегося бумажного диска, а вся информация о маршруте и использовании автомобиля сохраняется в памяти устройства. Значительно расширились возможности прибора, который способен собирать и сохранять показания до нескольких десятков периферийных датчиков. Основной из них – указатель скорости, который находится на коробке передач машины. В автомобилях с электронной системой управления источником данных для тахографа служит интегрированная шина RS-232 или промышленный интерфейс CAN. Поступающие внешние сигналы преобразуются контроллерами и поступают для обработки и хранения в регистры электронного блока прибора.

Шифрование

Важной частью конструкции тахографа является криптографический модуль. В нем все сигналы особым образом кодируются с применением системы индивидуальных цифровых ключей. Это позволяет гарантировать сохранность информации в виде, полностью исключающем ее умышленную подмену или редактирование. По российскому законодательству все тахографы должны иметь блоки криптозащиты стандарта СКЗИ, а автомобили, выезжающие за границу, – контрольные устройства, соответствующие общеевропейским нормам ЕСТР. Такое решение придает данным, считанным из памяти тахографа, юридически значимую силу. Они могут быть использованы как доказательство при разборе спорных ситуаций или в суде. Уполномоченный сотрудник вправе выносить постановления о штрафных санкциях, основываясь на показаниях из памяти самописца. Чтобы тахограф соответствовал этим требованиям, его оснащают энергонезависимой памятью, защищенной от постороннего доступа и несанкционированного считывания.

Способы защиты данных

Чтобы однозначно идентифицировать личность водителя, находящегося за рулем, а также обеспечить защиту информации, в тахограф нужно вставить специальный кодовый ключ для разблокировки функций. Он выполнен в виде пластиковой карты стандартного формата (совпадает по размеру с банковскими карточками), в которую встроена микросхема с памятью. Всего существует четыре типа смарт-карт с электронными ключами, возможности которых различаются и строго регламентированы.

  • Карта водителя. Накапливает шифрованную информацию прибора за последние 28 дней. После этого из-за ограниченного объема памяти происходит запись последних данных поверх самых старых.
  • Карточка предприятия. Открывает полный доступ диспетчеру или другому уполномоченному владельцем сотруднику к считыванию сохраненных данных о выполненном рейсе.
  • Сервисная карта (мастерской). С ее помощью можно разблокировать опции настройки прибора, установить новые значения для прошитых в его памяти констант.
  • Карта инспектора. Ее подключение к тахографу дает доступ к допущенным нарушениям. В их числе: несоблюдение установленной законом периодичности движения и отдыха, превышения скорости, а также отметки о периодах, когда прибор был выключен или неисправен.
Тахограф: устройство и принцип работы

Каналы связи

Современный цифровой тахограф, как правило, интегрируется с другими электронными устройствами в единый прибор, называемый трекером. Кроме отслеживания и записи в локальную память сведений о рабочем режиме и проделанном пути, такая система дает еще больше возможностей, например:

  • каждый трекер снабжен антеннами и микросхемой для получения сигналов с навигационных спутников;
  • различают оборудование, работающее с американским стандартом GPS и отечественной системой ГЛОНАСС. Реже встречается аппаратура китайской глобальной спутниковой сети «Бэйдоу» или европейского проекта Galileo. Многофункциональные тахографы и трекеры чаще могут использовать сигналы нескольких навигационных систем;
  • для дистанционного обмена данными с диспетчерским сервером приборы оборудуют модулем сотовой связи GSM. Это дает возможность передачи пакета данных в центр мониторинга в реальном времени для оперативного отображения на интерактивной карте.

Правила использования тахографа

За управление автомобилем с неисправным или отключенным тахографом может быть назначен немалый штраф, причем как непосредственно водителю, так и предприятию − владельцу авто. Чтобы исключить эти расходы, нужно четко соблюдать алгоритм пользования устройством. Собираясь в рейс, водитель вставляет в приемное гнездо тахографа свою смарт-карту. Отечественные системы СКЗИ потребуют подтвердить личность вводом ПИН-кода. В результате устройство активируется, а на его панели отображается фамилия водителя. Это знак готовности системы к работе. При включенном замке зажигания система переходит в режим «Вождение», что также показано на панели в виде условного рисунка (пиктограммы). После того, как двигатель заглушен, прибор автоматически переключится в режим «Отдых». По завершении работы смарт-карту нужно достать из слота.

Обслуживание прибора

Корпус тахографа после установки пломбируется, чтобы исключить вмешательство в его конструкцию или алгоритмы. Однако иногда в процессе использования может не только увеличиться погрешность ошибок, но и измениться ряд параметров работы узлов автомобиля. Одной из серьезных причин, по которым самописец начинает фиксировать данные с ошибкой, является замена резины колес на другой диаметр (например, при переходе на зимние покрышки и обратно). В таких случаях необходимо провести калибровку, то есть точную настройку для устранения ошибок. Сделать это можно в специализированных сервисах, обладающих допуском на такой тип работ. В процессе калибровки проверяют наличие пломб и защитных элементов корпуса, замеряют параметры электрических цепей на соответствие паспортным. При дорожном тестировании контролируют его показания, сверяя с эталонным прибором. После завершения настройки корпус заново пломбируется до следующего обслуживания.

< Назад к списку статей