Для любой организации, имеющей свой парк автомобилей, контроль топлива всегда остается актуальной темой. Его расход в среднем составляет до половины всего бюджета, который выделяется на содержание и обслуживание автопарка. Без строгого учета каждого литра ГСМ даже самое перспективное транспортное предприятие может обанкротиться. Существует несколько способов контролировать расход топлива, но не все они достаточно эффективны. Оптимальный вариант – использовать для мониторинга топлива ГЛОНАСС. Как работает эта система, как выглядит устройство топливного датчика – об этом пойдет речь в нашей статье.
Данная контролирующая система включает в себя три основных компонента.
GPS/ГЛОНАСС-терминал. Иначе называется трекером. Это прибор спутниковой навигации, определяющий местоположение транспортной единицы, траекторию движения, места остановки. Трекер подключается к датчику топлива на баке, снимает показания каждые 5−10 секунд и передает их через спутниковую связь на центральный компьютер, смартфон или иной гаджет. GPS-терминал монтируется в труднодоступном месте, скрытом от глаз.
Датчик уровня топлива (ДУТ). Представляет собой цифровой прибор, измеряющий уровень топлива с высокой точностью. Может быть емкостным (погружным), монтирующимся внутри бака, или ультразвуковым, который крепится под днище. Оценка реального объема топлива в топливном баке проходит каждые 10−20 секунд. Строится график зависимости скорости изменения горючего от времени. По этой же линии можно оценить величину уровня заправки и/или слива. Штатный поплавковый датчик для контроля использовать нельзя, так как он дает слишком большую погрешность и его применение нецелесообразно. Не употребляются также и проточные устройства (расходомеры).
Интерфейс ГЛОНАСС-мониторинга. Представляет собой компьютерную программу или веб-сайт. К последнему доступ дает организация, которая занимается установкой оборудования и внедрением систем контроля расхода топлива. Интерфейс ГЛОНАСС позволяет отслеживать работу транспорта в режиме онлайн, сохранять историю сколь угодно времени, формировать отчеты за любой период, выводить данные, анализировать статистику для всего автопарка в целом и для каждого автомобиля в отдельности и т. п.
В системе топливного контроля были учтены все варианты вероятного мошенничества с использованием горючего и приняты меры, чтобы их предотвратить. Решение ГЛОНАСС позволяет:
Это особенно важно для больших автопарков, насчитывающих от 100 транспортных единиц, где затраты на ГСМ очень велики. Для таких организаций введение ГЛОНАСС-мониторинга будет очень эффективным. Главный эффект проявляется в следующем:
Для корректного функционирования контроля расхода ГСМ необходимо установить такие компоненты:
Принцип работы ГЛОНАСС на баке топлива очень прост. ДУТ определяет уровень топлива в режиме онлайн и отправляет данные в спутниковую систему. Информация, поступившая на сервер, может храниться неограниченное время. К ней имеют доступ бухгалтеры, диспетчеры и заказчики. Данные могут выводиться в виде различных отчетов, например «Заправки и сливы», «Движение и стоянки». Для сельского хозяйства обычно применяется опция «управление сельхозтехникой», которая позволяет рассчитать пахотную площадь. Для спецтехники предусмотрен формат, позволяющий рассчитать количество мото-часов (например, «контроль погрузчиков» и т. п.). Если транспорт перевозит скоропортящиеся продукты, для него устанавливается опция температурного контроля рефрижераторного или изотермического контейнера.
Так как система слежения контроля расхода топлива устроена с целью минимизации всех видов «левых» затрат, она предусматривает различные формы подачи информации. К наиболее востребованным относятся такие:
Движение и стоянки. Общий отчет по автопарку, созданный на основе отслеживания транспортных средств, дает информацию о том:
Отчет предоставляет сведения о пробеге автомобиля, о том, сколько было фактически израсходовано бензина или солярки.
Заправки и сливы автопарка. Этот отчет позволяет просматривать сведения, собранные с нескольких транспортных единиц. В нем содержатся все данные, чтобы можно было проанализировать текущие затраты горючего и других ГСМ:
Полученные цифры сравниваются с нормативами. Диспетчер может также проводить аналитику по отчету «Групповая заправка и сливы». Например, при слишком большом времени холостого хода можно сделать вывод о неэффективном использовании автопарка и значительном простое техники. Если же фактический расход бензина намного выше нормативов, можно предположить, что топливо сливают через «возвратную трубу».
Существует несколько методик списания ГСМ по системе спутникового слежения.
По нормам расхода. При такой методике расчета в программу мониторинга вводятся параметры, утвержденные транспортной компанией для каждой единицы транспорта, – норма затрат бензина на 100 км. ПО рассчитывает расход топлива с учетом расстояния, пройденного за выбранный период времени. Погрешность измерения по такой методике составляет порядка 5−6 %.
По датчику. От типа данного устройства зависит величина погрешности измерений:
Если вы решили оснастить свой автопарк системой ГЛОНАСС для контроля расхода топлива, обратите внимание на два момента. Первый. Заниматься такой работой должны только лицензированные организации. Второй: установленное оборудование должно иметь сертификат об утверждении типа средств измерений.