Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ: № 2015616670

Wialon уходит из России. Какие есть альтернативы?

Платформа спутникового мониторинга Wialon разрабатывалась для удаленного наблюдения за автомобильным транспортом и иными движущимися объектами с 2006 года. Начавшись в Минске как небольшой белорусский проект, компания Gurtam быстро завоевала ведущую позицию на российском рынке систем мониторинга. Руководствуясь политическими соображениями, с 9 марта 2022 года компания остановила заключение новых договоров и приступила к одностороннему разрыву уже действующих контрактов на всей территории РФ. Еще через 60 дней сервисы мониторинга «Виалон» перестали работать в стране. Около полутора миллионов объектов оказались лишенными обслуживания.

Какие услуги оказывала компания

Фирма Gurtam владеет брендом Wialon и рядом специализированных решений на основе этой платформы: NimBus (мониторинг движения городского пассажирского транспорта), Logistics (логистика и доставки), Hecterra (наблюдение за сельскохозяйственными работами) и т. д. Основная система «Виалон» и ее расширения позволяли собирать, обрабатывать и отображать следующую информацию от телематических датчиков:

  • точное местонахождение транспортного средства (или другого объекта наблюдения), построение маршрута его перемещения в реальном времени;
  • контроль соответствия реального маршрута движения заданному заранее, оповещение об отклонениях;
  • отслеживание технических показателей – скорости, уровня и расхода ГСМ и т. д.;
  • связь с транспортом, находящимся на маршруте, передача ему заданий и оповещений.

Программные комплексы обрабатывали поступающий поток данных и формировали удобные отчеты.

Wialon уходит из России. Какие есть альтернативы?

Какие варианты решения проблемы существуют

С исчезновением компании Gurtam с российского рынка пропала возможность напрямую пользоваться программными продуктами бренда и прежде всего ее базовой платформой «Виалон». При этом все ранее задействованные в мониторинге технические решения остались в пользовании владельцев авто: трекеры спутникового мониторинга, тахографы, разнообразные датчики. Система «Виалон» обеспечивала гибкую и удобную среду для сбора и обработки данных, однако не единственную из возможных. Оборудование телематики автомобилей возможно задействовать и с другими платформами. Поэтому бывшие клиенты Wialon не лишаются возможности контроля в принципе. Есть как минимум два пути, как решить проблему с мониторингом автотранспорта.

  • Перезаключение договоров с Gurtam от имени иностранной организации. Для крупных владельцев автотранспорта, использующих сотни или тысячи единиц подвижного состава, может показаться более дешевым решением сохранить уже привычное ПО через промежуточное юридическое лицо. Если оно зарегистрировано не в России, то препятствий к продолжению сотрудничества с брендом Wialon нет. Недостатком такого решения называют юридическую неопределенность статуса программного продукта на российской территории. Если софт официально не представлен в стране, то есть значительные риски при его применении. В любое время могут быть законодательно приняты акты, которые полностью запретят такой продукт или выдвинут требования о его локализации. К примеру, огромные массивы данных о владельцах машин и грузов, всех перемещениях по России и множество других чувствительных сведений окажутся на зарубежных серверах. Это недопустимо с точки зрения безопасности страны.
  • Переход на использование других отечественных платформ. Такое решение более сложное с точки зрения необходимых действий со стороны владельцев транспорта и нового оператора. Однако безусловным плюсом станет полная локализация всех бизнес-процессов на территории России без риска произвольных отключений в будущем или несанкционированного доступа недружественных стран к накопленным базам данных. Многие разработчики мониторингового ПО заранее разрабатывали решения для переключения уже имеющихся приборов контроля на новые платформы. Существуют также технологии переноса под управление нового оператора накопленной раньше информации. Еще один немаловажный плюс – расчеты с поставщиками услуг мониторинга будут производиться на российской территории в рублях. Это не только более выгодно с точки зрения финансов, но и устраняет санкционные риски.
Wialon уходит из России. Какие есть альтернативы?

Какие проблемы придется решать при переходе на другую систему

Достоинством программных решений Wialon, благодаря которым бренд получил лидирующие позиции рынка, стала гибкость платформы к требованиям конкретных клиентов. Пользователи продукта получали сервисы с индивидуальной настройкой под свои нужды, могли интегрировать в единый пакет привычные решения сторонних авторов. Чтобы продолжать работу по мониторингу транспорта с новыми партнерами, потребуются достаточные серверные мощности оборудования, а также разработка пакета программ с аналогичным функционалом. Обработка данных, поступающих с полутора миллионов объектов, потребует большого числа модулей сопряжения, расчетных алгоритмов, форм отчетности и т. д.

Критерии выбора нового поставщика услуг мониторинга

Система мониторинга Wialon отличалась удобным эффективным интерфейсом, через который данные поступали в модули других разработчиков, расширяя экологическую нишу продукта. Поэтому совместимость технологии нового оператора с ранее разработанными решениями должна соблюдаться в полной мере. Из-за того что основные участники рынка при разработке своих программ ориентировались на «Виалон» как на фактический стандарт, такая совместимость в большинстве случаев уже имеется. К другим факторам, на которые также стоит обращать внимание, относятся следующие.

  • Физические мощности находятся на территории РФ. Кроме очевидной простоты финансовых операций и защищенности от биржевых спекуляций валютного рынка, независимость от произвольных решений других стран и ответной реакции российского закона на них также играет немаловажную роль. Никто не может дать гарантий, что спустя какое-то время не произойдет полное отключение интернета от иностранных сетей с полной утратой доступа к хранящимся данным.
  • Способен ли новый сервис решать весь объем задач клиента. Автохозяйства доверяли Wialon часть своих полномочий в сфере наблюдения за транспортом и логистикой. При смене партнера такие же услуги должны исполняться новым сервисом, иначе бизнесу придется искать дополнительных подрядчиков для компенсации недостающего. Поэтому преимущество получает система, объем возможностей у которой не уступает ПО от Gurtam.
  • Удобство пользования сервисом. Программный продукт должен быть прост в освоении и удобен в пользовании. Важная часть этого – доступность мобильной версии для оперативного использования базовых функций онлайн из любой точки.

Наше предложение

Межотраслевым центром мониторинга разработана и поддерживается собственная система спутникового контроля за автотранспортом RUNOVO. Ее возможности позволяют полностью заменить Wialon на рынке пассажирских и грузовых автоперевозок.

< Назад к списку статей