Телематика – это сравнительно новое направление в технике, которое бурно развивается благодаря прогрессу в сфере беспроводной связи и микроэлектроники. Происхождение этого термина связывают с объединением таких понятий, как «информатика» и «телекоммуникации». Этим словом принято обозначать решения на стыке цифровой обработки данных (информационные технологии) и современных методов сбора, передачи и записи между удаленными друг от друга объектами (телекоммуникационные технологии).
Понятие телематики тесно связано с таким разделом оборудования, как «интернет вещей» (Internet of Things – IoT). Эта концепция предполагает, что различные устройства и отдельные предметы оснащают вычислительными возможностями, датчиками и идентификаторами, чтобы объединить их в информационную сеть, работающую без участия человека-оператора. Обмениваясь между собой информацией по определенным стандартам (протоколам), эти приборы, агрегаты и отдельные вещи формируют единую информационную среду, набор сведений в которой качественно шире, чем от каждого элемента в отдельности. Различают такие области применения телематических технологий, как:
Помимо этого, широкое распространение сегодня телематика нашла и в транспорте.
Используя стационарные или переносные терминалы связи (например, через особое приложение в смартфоне), сегодня можно на расстоянии включать или выключать отдельные системы авто. Например, некоторые производители оборудуют автомобили устройствами удаленного запуска и остановки двигателя, включения автономного обогревателя мотора и салона в мороз, открывания замков дверей и множеством иных возможностей. К этой же сфере относятся интеллектуальные системы безопасности – умные противоугонные системы. Такая услуга, как каршеринг (временная аренда автомобиля для разовых или постоянных поездок без обращения в офис), стала технически возможна только после внедрения систем телематического контроля. Однако наиболее востребованным направлением телематики на транспорте стал спутниковый мониторинг.
Установка на автомобиль оборудования для удаленного мониторинга не ограничивается учетом времени труда и отдыха отдельных водителей. Сегодняшняя техника может помочь самому водителю и владельцу транспорта (уполномоченному им диспетчеру) в таких ситуациях, как:
Внедрение такой системы заметно снижает расходы на ГСМ, исключает «левые» рейсы и махинации с пробегом.
Чтобы установленное на автомобиле оборудование телематики могло в полной мере проявить свой потенциал, оно должно сопровождаться специально разработанным программным обеспечением. Оно включает в себя решения для установки на стационарный компьютер в автохозяйстве или диспетчерском центре (серверное ПО) и на оборудование в автомобиле (клиентское ПО). При этом в зависимости от требований и масштаба бизнеса, географии перевозок и других факторов может быть реализована как простая система с одним сервером и несколькими автомобилями, так и распределенная схема с несколькими серверами в разных регионах, обслуживающая десятки и сотни тысяч автомобилей.
Основные возможности, реализованные в подавляющем большинстве современного оборудования мониторинга:
Дополнительно системы могут поддерживать голосовую или текстовую связь водителя с диспетчерской, наблюдать за техническим состоянием машины и выполнять множество других функций.
Различные сферы транспортной деятельности имеют собственную специфику, которая может заметно отличаться. К примеру, контроль за перемещениями инкассаторских фургонов, доставляющих денежную выручку из крупных магазинов, и междугородные автобусные перевозки пассажиров сложно отслеживать одинаковым набором решений. Крупные производители оборудования и разработчики программных продуктов обычно создают отдельные решения для таких направлений, как:
Для каждого такого решения подбирается комплект необходимых приборов и датчиков, считывающих наиболее важные данные о движении и действиях водителя. Их обработка и формируемые отчеты также выполняются с учетом анализа специфики выбранной сферы перевозок.
Чтобы автоматизация сбора информации давала ощутимый экономический эффект владельцу машины и эксплуатирующему ее автохозяйству, многие производители стараются внедрять элементы телематики уже на этапе конвейерной сборки. Среди комплексных систем, которые уже реализованы и успешно действуют, можно выделить следующие.
Страховая компания может предлагать клиентам независимую объективную оценку их водительского мастерства и стиля езды, стимулируя более аккуратное и внимательное управление. Опытный и умелый водитель получит более высокий скоринговый балл, что повлияет на цену полиса.
Автомобильная телематика вместе с другими IT-технологиями переживают этап стремительного роста. Поэтому есть все основания ожидать, что в ближайшем будущем автомобили получат еще больше умных систем, расширяющих возможности водителя или экономящих деньги владельца.
Компания АО «МЦМ» предлагает своим клиентам проверенные эффективные решения в сфере мониторинга грузовых и пассажирских перевозок. Свяжитесь с нами, если вам нужна услуга установки и настройки программного обеспечения.