Тахограф – это специальный прибор независимого объективного контроля за временем управления ТС и отдыха водителя, основными показателями движения (скорость, пробег и т. д.). Устройство устанавливают в кабине/салоне автомобиля и подключают к антеннам спутниковой навигации, сотовой связи, необходимым для работы бортовым системам и датчикам.
Потребность обеспечить владельца автомобиля информацией о том, что происходит с его имуществом вдали от наблюдающих глаз, возникла сразу после появления автомобиля как средства транспорта. Водитель получал в свое распоряжение весьма дорогое имущество, на котором без какого-либо контроля уезжал в дальний рейс. В кабину каждого грузовика на дороге невозможно посадить доверенного сопровождающего, поэтому проблема объективного учета стояла очень остро. Первые тахографы были созданы еще в начале 20-го века на базе привычных механических часов. Прибор строил пером на рулоне бумаги кривую, отражающую пробег автомобиля, а по длине рулона можно было вычислить скорость движения, а также увидеть время и продолжительность стоянок. При этом даже такого минимума данных оказалось достаточно, чтобы бортовые самописцы получили широкое распространение на транспорте.
Со временем конструкция механического тахографа стала более удобной. Вместо бесконечных рулонов бумажной ленты в прибор начали ставить вращающийся диск с нанесенной разметкой в виде секторов. Самописец рисовал на диске кривую, скачки которой показывали пробег, а угловые секторы отмечали время. Одного взгляда на диск регистратора хватало, чтобы оценить режим пользования машиной, а по углу наклона узнать скорость движения. В таком виде с середины прошлого века тахографы стали обязательными сначала в грузовых автомобилях отдельных стран Европы, а затем по соглашению ЕС на всей территории Евросоюза. С 1996 года требование обязательного наличия самописца было принято и в России. Начиная с 2015 года установка тахографа – это обязательное требование ко всем грузовым и специальным автомобилям массой больше 3,5 тонн, а также пассажирским автобусам на междугородних маршрутах.
Современный цифровой тахограф кардинально отличается от своих механических предшественников по принципу работы. В нем больше нет вращающегося бумажного диска, а вся информация о маршруте и использовании автомобиля сохраняется в памяти устройства. Значительно расширились возможности прибора, который способен собирать и сохранять показания до нескольких десятков периферийных датчиков. Основной из них – указатель скорости, который находится на коробке передач машины. В автомобилях с электронной системой управления источником данных для тахографа служит интегрированная шина RS-232 или промышленный интерфейс CAN. Поступающие внешние сигналы преобразуются контроллерами и поступают для обработки и хранения в регистры электронного блока прибора.
Важной частью конструкции тахографа является криптографический модуль. В нем все сигналы особым образом кодируются с применением системы индивидуальных цифровых ключей. Это позволяет гарантировать сохранность информации в виде, полностью исключающем ее умышленную подмену или редактирование. По российскому законодательству все тахографы должны иметь блоки криптозащиты стандарта СКЗИ, а автомобили, выезжающие за границу, – контрольные устройства, соответствующие общеевропейским нормам ЕСТР. Такое решение придает данным, считанным из памяти тахографа, юридически значимую силу. Они могут быть использованы как доказательство при разборе спорных ситуаций или в суде. Уполномоченный сотрудник вправе выносить постановления о штрафных санкциях, основываясь на показаниях из памяти самописца. Чтобы тахограф соответствовал этим требованиям, его оснащают энергонезависимой памятью, защищенной от постороннего доступа и несанкционированного считывания.
Чтобы однозначно идентифицировать личность водителя, находящегося за рулем, а также обеспечить защиту информации, в тахограф нужно вставить специальный кодовый ключ для разблокировки функций. Он выполнен в виде пластиковой карты стандартного формата (совпадает по размеру с банковскими карточками), в которую встроена микросхема с памятью. Всего существует четыре типа смарт-карт с электронными ключами, возможности которых различаются и строго регламентированы.
Современный цифровой тахограф, как правило, интегрируется с другими электронными устройствами в единый прибор, называемый трекером. Кроме отслеживания и записи в локальную память сведений о рабочем режиме и проделанном пути, такая система дает еще больше возможностей, например:
За управление автомобилем с неисправным или отключенным тахографом может быть назначен немалый штраф, причем как непосредственно водителю, так и предприятию − владельцу авто. Чтобы исключить эти расходы, нужно четко соблюдать алгоритм пользования устройством. Собираясь в рейс, водитель вставляет в приемное гнездо тахографа свою смарт-карту. Отечественные системы СКЗИ потребуют подтвердить личность вводом ПИН-кода. В результате устройство активируется, а на его панели отображается фамилия водителя. Это знак готовности системы к работе. При включенном замке зажигания система переходит в режим «Вождение», что также показано на панели в виде условного рисунка (пиктограммы). После того, как двигатель заглушен, прибор автоматически переключится в режим «Отдых». По завершении работы смарт-карту нужно достать из слота.
Корпус тахографа после установки пломбируется, чтобы исключить вмешательство в его конструкцию или алгоритмы. Однако иногда в процессе использования может не только увеличиться погрешность ошибок, но и измениться ряд параметров работы узлов автомобиля. Одной из серьезных причин, по которым самописец начинает фиксировать данные с ошибкой, является замена резины колес на другой диаметр (например, при переходе на зимние покрышки и обратно). В таких случаях необходимо провести калибровку, то есть точную настройку для устранения ошибок. Сделать это можно в специализированных сервисах, обладающих допуском на такой тип работ. В процессе калибровки проверяют наличие пломб и защитных элементов корпуса, замеряют параметры электрических цепей на соответствие паспортным. При дорожном тестировании контролируют его показания, сверяя с эталонным прибором. После завершения настройки корпус заново пломбируется до следующего обслуживания.