Компании, имеющие свой автопарк, устанавливают на корпоративный транспорт датчики GPS/ГЛОНАСС с двойной целью. Одна – отслеживать маршруты перемещения авто. Вторая – контроль расхода топлива. Датчики надежны, и вмешаться в их работу водители не могут, поэтому возможность слить топливо ради левого заработка исключена. Однако попытки обойти систему навигации ДжиПиЭс/ГЛОНАСС не прекращаются. О самых популярных способах поломки и обнаружении таких махинаций пойдет речь в этой статье.
В 2023 году трекер, установленный на машине, обмануть практически невозможно. Это особенно касается специальных программ, таких как ГЛОНАСС СКАУТ. Однако недобросовестные водители не оставляют попыток обмануть GPS, изобретая все новые и новые способы. При этом обманщики преследуют три цели:
Речь идет об обмане специалистов, анализирующих данные навигаторов, так как обмануть ГЛОНАСС/GPS невозможно. С этой целью используются различные ухищрения.
Чтобы фальсифицировать данные, которые передает навигатор, водители используют самые разные варианты: от самых простых до хитроумных. Среди них первое место занимают манипуляции с датчиком топлива. Второе – попытки нарушения спутниковой связи.
Чтобы обеспечить себе левые доходы, водители умышленно повреждают трекер. Обычно его поливают кипятком или обжигают паяльной лампой, чтобы позже можно было объяснить неисправность навигатора его перегревом. Однако монтажник систем мониторинга легко выявит следы такого воздействия, и водителю после такого придется заплатить приличный штраф. Среди других воздействий на датчик чаще всего встречаются такие.
Повреждение разъемов. Сам датчик обмануть невозможно, а вывести из строя очень сложно из-за высокого уровня защиты. Поэтому водители пытаются воздействовать на разъемы, через которые прибор подключается к системе. Для этого используют агрессивные химикаты – кислоту, солидол или иной активный реагент. Их впрыскивают в терминал или наносят на разъемы. Так как спутниковая система откликается на любые сбои, она отметит и ухудшение качества сигнала. Механик или монтажник, осмотревший места присоединения, легко заметит на них следы кислоты и электролита. Чтобы предотвратить повреждение разъемов, рекомендуется их опечатывать.
Иглы в проводах. Чтобы закоротить внутренние цепи датчика, водители повреждают их иголкой. При отсутствии спутникового мониторинга этот способ мог бы сработать. Однако корпоративная система слежения сразу же фиксирует повреждение. Внимательный монтажник или механик сразу же обнаружит участок повреждения, где находится игла, и заменит поврежденный кабель новым. Датчик начинает работать корректно, а водителя ожидают неприятности в виде штрафа или увольнения.
Высокое напряжение. Так как корпус трекера опломбирован, водители пытаются повредить прибор без его вскрытия. Для этого цепи сжигают высоким напряжением, например электрошокером. Такое повреждение дает определенный результат, но временный: некоторые датчики сохраняют показания в памяти, даже если сгорели цепи. К тому же система быстро выявит сам факт повреждения, трекер будет отремонтирован или заменен. Хотя внешнее вмешательство определить сложно, будет подозрительно, если цепи сгорают у одних и тех же водителей, а у других все работает нормально.
Подбрасывание в бак предметов. Чтобы обмануть счетчик топлива, водители кладут несколько предметов, например на 50 л. При любой заправке прибор покажет на 50 л больше, чем в действительности. Недолитое топливо водитель сливает в отдельную канистру, а потом использует его в личных целях. Эту махинацию легко выявит добросовестный диспетчер. Он видит, что система навигации показывает неожиданный рост расхода топлива на 100 км, и сообщает об этом механику. Тот легко обнаружит наличие посторонних объемных предметов, что является обоснованным поводом провести служебную проверку. Часто водители подбрасывают в бак металлические предметы. При контакте с ними датчик начинает зависать.
Среди других манипуляций с топливным баком можно отметить умышленное замятие его дна, заклеивание отверстий в измерительных трубках или забивание их газетами или тряпками и многое другое. Все перечисленное легко обнаружить, если диспетчер автопарка относится добросовестно к своей работе. То есть замечает значительные изменения в расходе топлива и сообщает об этом механику.
Помимо вышеперечисленных способов, водители пытаются воздействовать на прибор навигации. Все попытки обмануть ДжПС можно разделить на две группы.
Механические способы. Они включают в себя физическое воздействие на один или несколько компонентов установленной системы навигации. Если устройство оснащено внешней антенной, то пытаются нарушить ее работоспособность, например вырывают из гнезда. При ее отсутствии трекер обматывают фольгой, которая экранирует спутниковый сигнал. Другие способы направлены на отключение электропитания. Водители извлекают предохранители, режут провода и т. д. Попытки отключить питание могут быть успешными только на очень старых моделях. Современные же приборы оснащены системой резервного питания, которая позволит трекеру проработать достаточно, чтобы отправить сигнал о внезапной поломке.
Глушилка GPS. Это единственный незаметный способ вмешаться в работу системы спутникового мониторинга. Как можно обмануть GPS/ГЛОНАСС с помощью глушилки? В зависимости от ее типа и модели могут блокироваться все частоты или их определенный спектр. При использовании глушилки диспетчер отмечает временную пропажу транспорта на маршруте. Обычно сигнал исчезает не сразу в точке оправления, а спустя некоторое время. Разоблачить водителя, который пользуется таким способом, нетрудно. Достаточно, чтобы с ним в рейс вышел доверенный человек. При нем спутниковая связь работает бесперебойно.
Из всего вышеизложенного можно сделать утешительный вывод: систему GPS/ГЛОНАСС обмануть невозможно. Но для этого необходимо соблюсти несколько условий: