Практика повсеместного слива казенного топлива была известна уже давно. Практически каждый, кто имел хоть какое-то отношение к автотранспорту, готов рассказывать истории о том, как ворованную солярку почти в открытую продавали в любом крупном городе. Были особые площадки, известные большинству граждан, где со скидкой 30–50 процентов можно было купить любой объем бензина или дизтоплива у нечистых на руку водителей.
Для многих кража государственного ГСМ становилась едва ли не основным источником дохода, превышающим официальную зарплату. Бороться с этим явлением было крайне сложно, ведь учет бензина сводился к цифрам в путевом листе, которые туда вписывал сам водитель.
Появление современной техники контроля не прекратило порочную практику воровства горючего, но вынудило жуликоватых водителей придумывать другие методы.
Бурное развитие цифровой электроники, систем связи и космической навигации дает возможность превратить ГЛОНАСС/GPS трекер в полноценную систему, которая собирает и обрабатывает десятки показателей о работе автомобиля, хранит их в недоступном для подделки формате или непрерывно отправляет на удаленный сервер.
Среди множества данных одно из значимых – информация с датчика уровня топлива (ДУТ).
Цифровой датчик уровня топлива представляет собой сложное электронное устройство с собственным микропроцессором. Он не просто реагирует на изменение уровня горючего в баке, плавно изменяя физический параметр в бортовой сети (чаще всего сопротивление), а формирует численный код. При этом исключается воздействие внешних помех, эффекты плохой изоляции или слабого контакта – полученное контроллером значение либо поступает в терминал спутникового мониторинга в неизменном виде, либо отсутствует полностью.
Точность показаний с отклонением не более 3 % обеспечивает качественная тарировка. Ее выполнят обученные специалисты при монтаже оборудования.
Самые современные топливные датчики вообще не нуждаются в проводах, общаясь с центральным блоком системы GPS/ГЛОНАСС через Bluetooth.
Терминал спутникового мониторинга (трекер GPS/ГЛОНАСС) принимает данные с ДУТ и совмещает его показания с другой информацией о движении машины. Так удается провести анализ и обнаружить моменты необъяснимого исчезновения топлива, когда автомобиль не движется, а двигатель заглушен.
Этот же прибор обобщит показания, когда автомобиль оборудован двумя или более топливными датчиками. Такое не редкость на междугородных фурах с двумя баками. Два датчика на один бак могут ставить, если его длина так велика, что уровень в выбранном углу емкости заметно меняется при уклоне. Чтобы исключить влияние рельефа трассы на данные об остатке ГСМ, на разных концах бака монтируют два независимых ДУТ. Их показания усредняет цифровой терминал.
Системы дистанционного мониторинга настраивают на стационарных компьютерах диспетчерской службы. Это набор специальных программных продуктов, которые получают и обрабатывают поток данных с удаленного автотранспорта. В их состав входят средства непрерывного наблюдения за множеством параметров и составление аналитики на их основе.
Сравнивая непрерывно поступающий поток информации от разных агрегатов и систем авто, компьютер заметит любое нетипичное или подозрительное отклонение в их работе. Хорошая система выявит несоответствие между режимом работы двигателя и мгновенным расходом горючего, отреагирует на резкие скачки уровня.
Все данные в доступном виде выводятся в виде отчетов. На их основании диспетчер или другой уполномоченный сотрудник сможет потребовать оперативного технического осмотра, чтобы зафиксировать кражу топлива.
Зная о принципах работы мониторинга горючего, водители пытаются найти способы сохранить «левый» доход в новых условиях. При этом так называемая народная смекалка постоянно порождает все новые идеи, чтобы обмануть прибор и продолжать сливать бензин себе на пользу.
Можно легко обнаружить «советы бывалых» или «обучающие видео», просто обратившись с поисковым запросом в Сеть. Подавляющее большинство приведенных там рекомендаций – весьма наивны и говорят лишь о безграмотности их авторов.
Дело в том, что разработка технических устройств и программных продуктов удаленного контроля – область, требующая хорошего образования и глубоких знаний в таких областях, как алгоритмы и статистика обработки данных, микроэлектроника, радиосвязь и спутниковая навигация. Обычный водитель в подавляющем большинстве случаев ничего не понимает в этих сферах. Его техническая смекалка ограничивается такими «хитростями», которые для всякого специалиста выглядят на уровне детской шалости. Примерно так же выглядят детские объяснения о том, что «варенье из шкафа съел не я, а кошка, она же и баночку помыла».
Это было бы весело, если бы не реальный ущерб имуществу работодателя при обмане.
Этим принципом, видимо, руководствуются горе-водители, пытаясь скрыть воровство. Ведь первое, что приходит им в голову, это вывести из строя оборудование мониторинга. Возможности как-то обойти сложные алгоритмы у простого рабочего нет. Любая хитрость давно известна инженерам, обслуживающим эти устройства. В программные продукты уже прошиты решения, чтобы выявить и с уверенностью доказать факты большинства способов обмана.
Поэтому все, что остается водителю, – повредить или уничтожить прибор, лишивший его заработка. Редко кому приходит в голову несложная мысль о том, что после поломки ГЛОНАСС-трекера похитить ГСМ они смогут от силы на одну-две тысячи рублей. Но ущерб владельцу авто ему придется возмещать в полном объеме. И хорошо, если дело закончится только компенсацией ущерба, а не реальным уголовным делом.
Едва ли имеет смысл в деталях объяснять методы, которыми пользуется водитель, если он решил поживиться ГСМ за счет «хозяина». Тем более неразумно раскрывать причины, по которым эти хитрости легко вычисляются. Ведь, зная, на чем его будут ловить, этот водитель придумает еще более дикий прием обхода защитных систем.
Однако общее представление о приемах, которыми чаще всего пользуются нечистые на руку работники, может помочь самим владельцам транспорта. Как минимум убедить их в необходимости монтажа такой системы.
Самое примитивное решение избежать контроля – сломать сам трекер или датчик топлива. Все приборы делают в ударопрочных корпусах, содержащих специальные элементы, прямо говорящие о факте вандализма. Можно раскурочить терминал ГЛОНАСС кувалдой или прожечь докрасна паяльной лампой, но это сразу будет очевидным доказательством, чтобы привлечь водителя к ответу.
Более осторожные горе-работники пробуют сжечь электронику трекера, подавая на его провода избыточный ток, высокое напряжение или меняя полюса. Известны примеры, когда для этой цели использовали электрошокеры индивидуальной обороны. Хотя корпус внешне остается целым, при экспертизе «сломавшегося» прибора сразу обнаружится злой умысел с теми же финансовыми или административными последствиями.
Топливные датчики пытаются ломать, заклеивая дренажные отверстия или заливая внутрь разную «химию». Хотя прибор действительно прекращает работать, программа мониторинга укажет на необходимость его ремонта/замены.
Логика мошенника проста: если прибор сообщает все данные о расходе ГСМ диспетчеру, надо сделать так, чтобы он не сообщал. Придумано множество хитрых устройств, заглушающих работу мобильной связи и спутниковой навигации. Так называемые «глушилки ГЛОНАСС» действительно могут искажать или целиком блокировать сигнал трекера. Это же относится к «подавителям GSM», отключающим линию связи от автомобиля к компьютеру диспетчерской.
Не вдаваясь в технические подробности, можно обобщенно сделать вывод: эти действия без проблем регистрируются мониторингом и распознаются как зловредные. Тем более, что полностью экранировать трекер от всех спутников едва ли удастся и данные сохранятся в его памяти.
Важно упомянуть еще об одной неприятной неожиданности для незадачливого мелкого воришки. Установив «глушилку» на грузовик, можно ненароком нарушить работу систем специальной, военной или правительственной связи, других жизненно важных линий. За их сохранностью строго следят куда более серьезные организации, чем диспетчер автоколонны.
Поэтому купив по случаю на радиорынке сомнительную кустарную «глушилку», легко можно вызвать интерес таких структур, как ФАПСИ или ФСБ. Объяснить, что он не шпион, а просто хотел слить канистру солярки, в таком случае уже не получится, ведь ущерб государству реально нанесен.
Датчик топлива генерирует точные данные, когда он корректно настроен на конкретном автомобиле. Зная это, некоторые водители догадываются: если помять бак, то и показания будут неверными. Этот способ действительно сработает, если механики автохозяйства спустя рукава относятся к своим обязанностям.
Обнаружив деформацию, грамотный сотрудник потребует замены бака, а руководитель – объяснения причин, из-за которых это случилось. Повторная тарировка датчика в таком случае полностью ляжет расходом на водителя.
Экзотический вариант манипуляций с топливным баком – изменить его реальный объем, положив внутрь какие-то предметы. Это не имеет большого смысла, так как мониторинг беспристрастно покажет заметный рост расхода ГСМ на 100 км.
Весьма популярный метод отбора горючего на КамАЗе или другом дизельном авто – отключить шланг обратки от бака в отдельную емкость. Для этого в топливную магистраль врезают тройники или прячут в раму хитроумные канистры. Обнаружить такое хищение несложно опять же по заметному изменению расхода в отчете системы мониторинга.