По российскому законодательству все грузовые автомобили полной массы более 3,5 тонн, автобусы и ряд других типов автотранспорта можно эксплуатировать только при наличии работающего цифрового тахографа. Аналогичные требования установлены и международными нормами.
Чтобы включить тахограф перед началом работы, водителю нужно «представиться» устройству – ввести в прибор свои индивидуальные данные. Без этой процедуры устройство не имеет информации о том, кто управляет автомобилем, поэтому не может вести учет режима труда. Тахограф не включится, а без этого по закону эксплуатировать транспортное средство нельзя. Индивидуальным ключом для разблокировки бортового самописца служит карточка водителя. Для водителя этот документ так же важен, как права соответствующей категории, ведь, не имея карты, невозможно работать по найму в грузовых или пассажирских перевозках.
Карточка водителя, или смарт-карта, – это компактный носитель информации, в который встроена электронная микросхема памяти. По внешнему виду он идентичен другим пластиковым картам стандарта ISO 7810: банковским, дисконтным, кредитным, а также водительским удостоверениям или техпаспортам авто нового образца. На внешнюю поверхность водительской карты наносят сведения о ее владельце – фотографию, личные данные, информацию о месте работы и т. д. Это дает возможность сотрудникам надзорных служб даже без специального считывающего устройства убедиться в факте наличия карты у водителя. Основная информация в зашифрованном виде хранится на встроенном чипе. Для доступа к ней потребуется особый прибор, которым снабжают инспекторов ДПС и Ространснадзора. Самостоятельно изменить записанную в память смарт-карты информацию технически невозможно, поэтому она обладает юридической силой и может быть использована как доказательство при спорах.
В процессе движения авто тахограф записывает в чип время начала движения и всех остановок в пути, скорость автомобиля, информацию о маршруте и другие данные, которые формирует бортовое контрольное устройство. Записанные в память сведения невозможно подделать или отредактировать, поэтому они являются объективным подтверждением нарушений в режиме труда, скоростном режиме, совершенном пробеге. Уполномоченный сотрудник полиции или надзорного органа может считать эту информацию и на ее основании принять административное решение. При этом ответственность может наступить не только за текущий проступок, но и за совершенный ранее в пределах обязательного 28-дневного периода сохранения записей. Так достигается неотвратимость санкций.
Чтобы правильно использовать смарт-карту, не нарушив действующих требований закона (в настоящее время – приказ Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440), водитель должен выполнить следующие рекомендации.
Тахограф, оборудованный модулем связи, в режиме реального времени отправляет такие же данные диспетчеру контроля.
Объем памяти встроенной микросхемы не позволяет накапливать данные о работе водителя бесконечно долго. Поэтому периодически их требуется выгружать на внешний компьютер, имеющий соответствующий программный пакет для обработки. По правилам Минтранса России, это нужно делать не реже 1 раза в 28 календарных дней, чтобы исключить переполнение хранилища. По законному требованию сотрудника ДПС или транспортной инспекции водитель обязан предоставить им доступ к тахографу и передать смарт-карту для считывания данных. Для их расшифровки проверяющим выдается другая разновидность карт с особым криптоключом. Усовершенствованные модели трекеров имеют опцию передачи зашифрованного пакета данных в систему контроля в режиме онлайн без необходимости посещения автохозяйства.
Водитель отвечает за то, чтобы между рейсами карта хранилась в условиях, исключающих ее потерю, кражу или повреждение. Обычно ее носят вместе с другими основными документами для управления автомобилем: водительским удостоверением, техпаспортом машины. Срок действия смарт-карты ограничен периодом 3 года. Новую карту взамен просроченной можно будет активировать только после истечения этого срока. Если не сделать этого, тахограф перестанет реагировать на электронный ключ и управлять автомобилем человек больше не сможет. Чтобы не лишиться работы самому и не нанести ущерб своему предприятию, лучше заранее позаботиться о своевременном перевыпуске именной карты. Стоит также учитывать, что это требует некоторого времени (от 10 до 15 рабочих дней).
Данные, поступающие от бортовых систем и датчиков автомобиля в регистратор и память карты, будут точными, если водитель соблюдает определенные правила. Человеку, отвечающему за автомобиль во время рейса, запрещено:
Если персональный идентификатор утерян (украден) или из-за внешних воздействий его нельзя использовать по назначению, водитель обязан немедленно сообщить об этом работодателю, а в случае хищения – написать заявление в полицию. Тогда он сможет заказать изготовление дубликата карты и получить справки-подтверждения в доказательство своей добросовестности. Имея эти документы, работник имеет право управлять автомобилем, не включая тахограф – но не более срока, установленного по закону на оформление дубликата (до 15 дней).
Не имея действующей смарт-карты, водитель не сможет активировать бортовой регистратор, и прибор не будет работать. Отсутствие действующего тахографа в такой машине, где он по закону обязателен, приравнивается к езде с выключенным прибором. Это считается административным нарушением и наказывается штрафами:
Есть санкция для должностного лица, которое знало об отсутствии у водителя карты, но разрешило выезд. Ему нужно будет заплатить государству от 7000 до 10 000 рублей.
За получением карты водителя могут обращаться граждане России или иностранцы, законно находящиеся в стране в течение 185 дней или больше. При этом у них должно быть действующее водительское удостоверение категории C, D или E. Возраст претендента на оформление карты не должен быть менее:
Возможен отказ от выдачи новой карты, если на водителя уже получен электронный ключ, срок действия которого еще не истек. Избежать этого ограничения можно, сдав старую карточку или предоставив справку о ее потере.
Основанием для изготовления карты водителя служит его личное заявление на бланке установленной формы. В набор документов при подаче заявления входят:
Фотографию водителя сделают непосредственно в офисе, но при желании можно предоставить уже готовый снимок в хорошем качестве. Также потребуется ходатайство от предприятия или ИП, с которым у водителя заключен трудовой договор, так как сведения о работодателе также указывают на карте. Если карточка оформляется не первый раз, а в порядке перевыпуска, старую нужно будет сдать.
На территории России используют национальный стандарт систем криптозащиты информации СКЗИ. Тахографы, допущенные к применению в РФ, работают со смарт-картами этого формата. При выезде за границу страны автомобиль оборудуют тахографом, соответствующим европейскому стандарту ЕСТР. Для их активации нужна карта такого же типа, причем стандарты шифрования и внешний вид электронных ключей СКЗИ и ЕСТР различаются. Внешне карточку ЕСТР можно отличить по таким признакам, как:
Оформление международной карты стоит дороже, чем российской СКЗИ.